3.1.Непакетированные деревянные шпалы ГОСТ 78 размещают в полувагоне и на плат-форме в пределах основного габарита погрузки.
3.1.1.Непропитанные шпалы на платформе размещаются в следующем порядке (рису-нок 30).
Рисунок 30 – Непропитанные шпалы на платформе
1 – обвязка «шапки»; 2 – удлиненная прокладка; 3 – ограждение «шапки»; 4 – стяжка стоек; 5 – прокладка; 6 – утолщенная подклад-ка; 7 – стойка; 8 – подкладка; 9 –ограждение центрального штабеля; 10 – подкладка центрального штабеля.
Боковые борта платформы должны быть открыты и закреплены в соответствии с тре-бованиями главы 1 настоящих ТУ. В лесные скобы платформы устанавливают боковые стой-ки в соответствии с пунктом 1.6 настоящей главы. В торцевых частях платформы размещают вплотную друг к другу по два штабеля, сформированных из шпал, расположенных вдоль платформы, в середине платформы формируют штабель из шпал, расположенных поперек платформы. Штабели формируют до высоты на 150 – 200 мм ниже верхнего обреза стоек раз-деляя на две части по высоте прокладками 5.
Нижние штабели из шпал размещают на двух подкладках 8 (6 и 8), обеспечивая уклон крайних штабелей из шпал к середине платформы. В зоне размещения среднего штабеля из шпал устанавливают ограждение 9 высотой, равной высоте среднего штабеля. Ограждение выполняют из досок толщиной не менее 35 мм, которые прибивают к двум центральным стойкам с внутренней стороны, начиная от уровня закрытых бортов, вплотную друг к другу гвоздями длиной не менее 70 мм по одному в каждое соединение. Концы досок должны вы-ступать за стойки не менее чем на 250 мм. Боковые стойки должны иметь верхнее и среднее поперечное крепления в соответствии с пунктом 1.6 настоящей главы.
На штабели, погруженные в пределах прямоугольной части, размещают вплотную друг к другу четыре штабеля «шапок» симметрично относительно плоскостей симметрии по-лувагона. Каждый штабель «шапки» размещают на двух удлиненных прокладках 2, которые располагают на расстоянии 500 мм от концов шпал. По концам удлиненных прокладок на рас-стоянии не менее 50 мм от их торцов делают зарубки глубиной 10 – 15 мм. В «шапке» шпалы размещают семью ярусами по высоте. На удлиненные прокладки вплотную к боковым стой-кам с обеих сторон платформы устанавливают ограждение «шапки» 3 из двух досок сечением толщиной 25 – 30 мм, шириной 250 мм, длиной 6 м, установленных «на ребро». Вплотную к доскам ограждения укладывают на боковую сторону по одной шпале, остальные шпалы пер-вого яруса размещают между ними на нижнюю пласть вплотную друг к другу. Аналогичным образом укладывают шпалы в остальных ярусах, при этом крайние, установленные на боко-вую сторону, шпалы располагают вплотную к аналогичным шпалам нижележащего яруса. В седьмом ряду шпалы укладывают на нижнюю пласть между выступами крайних шпал шесто-го яруса. Имеющиеся зазоры между шпалами в каждом ярусе заполняют деревянными рас-порками по всей длине каждого штабеля «шапки». Шпалы «шапки» скрепляют двумя много-оборотными шестизвенными стяжками в порядке, аналогичном изложенному в подпункте 2.1.3 настоящей главы. Изготовление и расположение подкладок 6, 8, прокладок 2, 5, ограж-дающих стоек 7 производится в соответствии с требованиями раздела 1 настоящей главы. До-пускается в качестве утолщенных подкладок использовать шпалы.
3.1.2.Непропитанные шпалы в полувагоне размещают в следующем порядке (рисунок 31).
Рисунок 31 – Непропитанные шпалы в полувагоне
1 – обвязка «шапки»; 2 – удлиненная прокладка; 3 – ограждение штабеля; 4 – ограждение дверей; 5 – прокладка
Закрытые торцовые двери полувагона ограждают шпалами 4, которые укладывают нижней пластью друг на друга поперек вагона. К стоечным скобам устанавливают вертикаль-но и закрепляют к ним увязкой из проволоки диаметром не менее 3 мм в две нити по одной шпале нижней пластью к стене полувагона. Шпалы размещают четырьмя штабелями по длине полувагона. Каждый штабель формируют на двух подкладках 6. Крайние штабели располага-ют на расстоянии от ограждения дверей, достаточном для установки ограждения штабеля 3. После укладки шпал до высоты от пола 1,0 м устанавливают вертикально вплотную друг к другу шпалы ограждения штабеля. Допускается использовать для ограждения штабеля шпальной вырезки толщиной не менее 40 мм. У боковых стен в местах расположения удли-ненных прокладок шпалы ограждения штабеля не устанавливают. Прямоугольную часть шта-белей формируют до уровня ниже верхнего торца ограждения на величину от 120 до 150 мм. Для обеспечения механизированной выгрузки каждый штабель разделяют по высоте на две - три части прокладками 5. Вблизи этих прокладок в один из крайних штабелей пропускают проволоку диаметром не менее 5 мм, концы которой выводят выше бортов и закрепляют во-круг шпал, расположенных вертикально. Проволока предназначена для заведения стропов при выгрузке. В «шапке» шпалы размещают шестью ярусами по высоте порядком, аналогичным порядку формирования и крепления «шапки» на платформе.
3.1.3.Пропитанные шпалы перевозят только в полувагонах. Порядок размещения и крепления шпал аналогичен порядку предусмотренному для непропитанных шпал. Для огра-ждения применяют шпалы только 1 и 2 типов. Шпалы, установленные вертикально у боковых стен полувагона, должны быть одного типа.
3.2 .Непакетированные пиломатериалы длиной до 3 м включительно.
3.2.1.Пиломатериалы длиной от 2,7 до 2,8 м включительно, за исключением шпал, на платформе размещают в пределах основного габарита погрузки порядком, предусмотренным подпунктом 3.1.1.1 настоящей главы. При этом, при формировании штабелей «шапки» по краям каждого яруса пиломатериалы устанавливают на узкую сторону по несколько штук пластью друг к другу. Количество этих единиц пиломатериала должно обеспечивать форму поперечного сечения «шапки», соответствующую габариту погрузки. Каждый штабель «шап-ки» скрепляют дополнительно средней увязкой из проволоки диаметром 6 мм в две нити, ко-торую устанавливают в соответствии с требованиями подпунктов 2.1.3 и 2.1.4 настоящей гла-вы.
3.2.2.Пиломатериалы длиной от 2,7 до 3,0 включительно в полувагонах размещают в пределах основного габарита погрузки аналогично изложенному в подпункте 3.1.2 настоящей главы. При этом ограждение дверей выполняют с использованием пиломатериала, уложенно-го пластью друг на друга, либо пачек пиломатериала; ограждение прямоугольной части шта-белей выполняют с использованием пиломатериала, установленного вертикально. Штабели «шапки» формируют и скрепляют аналогично изложенному в подпункте 3.2.1. настоящей гла-вы.
3.2.3.Допускается погрузка пиломатериалов длиной менее 3,0 м, а также шпальной вы-резки и отходов деревообработки (опилок, стружки, щепы) в полувагонах с нарощенными стенами до высоты от уровня головок рельсов 4680 мм (рисунок 32).
Рисунок 32
1 – подкладка; 2 – боковая стойка; 3 – торцовая стойка; 4 – соеди-нительная доска; 5 – поперечная жердь; 6 – увязка; 7 – растяжка; 8 – доски обрешечивания; 9 – прокладка; 10 – поперечное скреп-ление боковых стоек; 11 – доски торцового ограждения
Наращивание стен производится следующим порядком. В полувагон устанавливают восемь пар боковых 2 и шесть торцовых 3 стоек высотой от уровня головок рельсов 4680 мм. Стойки должны быть изготовлены в соответствии с требованиями главы 1 настоящих ТУ. Бо-ковые стойки устанавливают и закрепляют в соответствии с требованиями пункта 1.6 настоя-щей главы. Каждую угловую торцовую стойку закрепляют к боковому верхнему увязочному устройству полувагона растяжкой 7 из проволоки диаметром 6 мм в две нити, а также скреп-ляют с соседней боковой стойкой увязкой 6 из проволоки диаметром 6 мм в две нити. Сред-нюю торцовую стойку скрепляют с каждой угловой стойкой на высоте от 300 до 400 мм от пола доской 4 толщиной от 25 до 30 мм. В верхней части торцовые стойки укрепляются сор-тиментом 5 толщиной не менее 100 мм, длиной, равной ширине полувагона между бортами. Сортимент крепят к каждой торцовой стойке двумя гвоздями длиной от 150 до 200 мм и про-волокой диаметром 6 мм в две нити. Наращивание стен (обрешечивание) выполняют пилома-териалом толщиной от 25 до 30 мм после погрузки груза до уровня ниже верхней обвязки по-лувагона на величину от 150 до 200 мм. Доски прибивают к стойкам гвоздями длиной не ме-нее 70 мм, изнутри вагона, без зазоров по высоте начиная и заканчивая на расстоянии от 80 до 90 мм ниже соответственно верхней обвязки кузова полувагона и верха стоек. Наращивание стен над дверями должно выполняться только обрезным пиломатериалом длиной не менее ширины кузова.
Размещение пиломатериалов производят штабелями прямоугольного сечения до уров-ня ниже нарощенных бортов не менее чем на 50 мм.
Допускается размещение пиломатериалов длиной менее 1,6 м без применения подкла-док и прокладок.
После погрузки каждую пару противоположных боковых стоек скрепляют между со-бой четырехзвенными стяжками или проволокой диаметром 6 мм в две нити.
3.3 Непакетированные пиломатериалы длиной более 3 м.
3.3.1Пиломатериалы в пределах основного габарита погрузки размещают в полуваго-нах и на платформах. Использование зонального габарита допускается только при размеще-нии пиломатериалов в полувагонах. Каждый штабель пиломатериалов размещают (рисунки 33 и 34) на три поперечные подкладки. Формирование штабелей производят в соответствии с требованиями пункта 1.3 настоящей главы.
Рисунок 33 – Непакетированные пиломатериалы на платформе
1 – стойка; 2 – прокладка; 3 – прокладка «шапки»; 4 – скрепление стоек; 5 – удлиненная прокладка; 6 – верхний поперечный брусок; 7 – увязка «шапки»; 8 – утолщенная прокладка; 9 – подкладка
Рисунок 34 – Непакетированные пиломатериалы в полувагоне
1 – подкладка; 2 – утолщенная подкладка; 3 – стойка; 4 – скрепление стоек; 5 – удлиненная прокладка 6 – прокладка «шапки»; 7 – верхний поперечный брусок; 8 – увязка «шапки»
Крайние подкладки должны быть расположены на расстоянии от 300 до 800 мм от тор-цов штабеля. Прямоугольную часть штабеля разделяют по высоте поперечными прокладками. При этом в крайних штабелях со стороны торцов вагона располагают утолщенные прокладки, обеспечивающие уклон верхних частей штабелей к середине вагона.
Каждый штабель пиломатериалов ограждают стойками:
– штабель длиной от 3000 до 4900 мм – двумя парами стоек;
– штабель длиной от 5000 до 7900 мм – тремя парами стоек;
– штабель длиной от 8000 до 12000 мм – четырьмя парами стоек.
Высота стоек от уровня верха головок рельсов должна соответствовать требованиям пункта 1.5 настоящей главы. Высота прямоугольной части штабеля должна быть меньше вы-соты стоек на величину не менее чем на 100 мм для основного габарита погрузки, на 150 мм – для зонального габарита.
Концы штабеля должны выходить за стойки не менее чем на 400 мм.
Размещение штабелей, сформированных из состыкованных по длине пиломатериалов, допускается только в полувагонах с обрешечиванием боковых стен, выполненным в соответ-ствии с требованиями подпункта 3.2.3 настоящей главы.
3.3.2Формирование "шапки" производят следующим порядком (рисунок 35).
Рисунок 35 Формирование «шапки» непакетированных пиломатериалов
1 – поперечный брусок; 2 – верхнее скрепление стоек, 3 – удлиненная прокладка; 4 – стойка; 5 – прокладка; 6 – увязка
На прямоугольную часть штабеля укладывают три удлиненные прокладки 3, на кото-рые размещают пиломатериалы в пределах верхней части габарита погрузки. При погрузке в основном габарите погрузки «шапку» разделяют на две части равной высоты посредством трех прокладок 5 сечением не менее 25х100 мм. На верхнюю плоскость «шапки» размещают поперечные бруски 1 сечением не менее 50х150 мм. Ширина «шапки» поверху должна опре-деляться исходя из максимально допустимой длины поперечных брусков, которая должна быть не менее чем на 100 мм меньше ширины очертания соответствующего габарита погруз-ки. Удлиненные прокладки, прокладки «шапки» и поперечные бруски должны располагаться в вертикальных плоскостях, проходящих через прокладки прямоугольной части штабеля; их концы должны выступать за пределы штабеля с обеих сторон на величину от 75 до 100 мм на высоте их расположения. По концам удлиненных прокладок, прокладок и поперечных бру-сков на расстоянии не менее 50 мм от их торцов делают зарубки глубиной от 10 до 15 мм для закрепления проволочных обвязок. Каждый поперечный брусок прибивают к крайним едини-цам пиломатериала верхнего яруса двумя гвоздями длиной не менее 100 мм. Пиломатериалы в «шапке» скрепляют увязками из проволоки диаметром 6 мм в две нити с каждой стороны. Нити увязки помещают в зарубки удлиненных прокладок 3, прокладок 5 и поперечного бру-ска 1 и скручивают на участках между ними.
Максимальные допускаемые размеры «шапки» приведены на рисунке 36. Размер в скобках – для платформ.
Рисунок 36 – Максимальные допускаемые размеры «шапки»:
а) – в основном габарите погрузки; б) – в зональном габарите
1 – стойка; 2 – верхнее скрепление стоек; 3 – увязка шапки; 4 – поперечный брусок; 5 – удлиненная прокладка; 6 –прокладка шапки
Допускается формирование "шапки" из пиломатериалов различной длины с соблюде-нием требований п. 1.3 настоящей главы; кроме того, все единицы пиломатериала, располо-женные по периметру «шапки», должны иметь длину, равную длине штабеля.
3.4 Размещение и крепление пакетированных пиломатериалов
Для формирования пакетов пиломатериалов применяют многооборотные стропы ПС-01, ПС-02, ПС-04; ПС-05 (ГОСТ 14110) или (и) одноразовые средства пакетирования (брусково-проволочную увязку, увязку из стальной ленты). Ответственность за надежность применяе-мых средств пакетирования несет грузоотправитель. При формировании пакетов должны со-блюдаться общие требования ГОСТ 19041 и ГОСТ 21100, а также особые требования соответ-ствующих пунктов настоящего раздела.
3.4.1.Пакеты, сформированные с применением стропов типа ПС.
3.4.1.1.Размеры и масса пакетов, марка применяемых для их формирования стропов должны соответствовать данным, приведенным в таблице 4.
Таблица 4
Вид пакетируемой продукции, форма пакета Марка
стропа Размеры пакета Масса па-кета, не бо-лее, т
Длина,
м Ширина, мм Высо-та, мм
Пиломатериалы в па-кетах прямоугольной формы (рисунок 37) ПС-04 1,0…3,0 2800 1600 6
1,0…3,0 2800 1350
ПС-01 1,0…6,5 1350 1300 6
ПС-05 2,6…6,5 2800 1600 15
Пиломатериалы в па-кетах трапециевид-ной формы (рисунок 38) ПС-02 3,0…6,5 2700
понизу
1250
поверху 1200 6
Рисунок 37 – пакет прямоугольной формы
1 – цепь; 2 – проволочная закрутка; 3 – петлевой замок; 4 – прокладка; 5 – строповочная проушина
Рисунок 38 – Формирование пакета трапециевидной формы из досок
1 – прокладка; 2 – цепь; 3 – проволочная закрутка; 4 – петлевой замок; 5 – скрепляющая доска; 6 – строповочная проушина
Допускаются минусовые отклонения размеров пакетов по ширине и высоте, не превы-шающие соответственно ширины и толщины пиломатериала, из которого сформирован пакет.
Формирование пакетов со стыкованием единиц пиломатериала по длине производится в соответствии с требованиями ГОСТ 19041 либо ГОСТ 21100. При этом в двух нижних, двух верхних ярусах, в двух ярусах, расположенных непосредственно под разделительными про-кладками, двух ярусах, расположенных непосредственно на прокладках, а также в крайних стопах пакета, должны быть расположены единицы пиломатериала длиной, равной длине па-кета. Торцы пакета должны быть выровнены.
При формировании пакета «шапки» из досок (рисунок 38), вниз укладывают не менее двух ярусов досок общей высотой от 100 до 130 мм и общей шириной 2,6 м, поверх них раз-мещают две поперечные прокладки, затем формируют трапециевидную часть пакета. Попе-речные прокладки располагают в местах установки стропов.
Пиломатериалы верхнего яруса пакета «шапки» возле стропов скрепляют двумя дос-ками длиной от 1,2 до 1,25 м, прибиваемыми пятью гвоздями длиной не менее 100мм.
3.4.1.2.Пакеты размещают в полувагонах без установки стоек и подкладок несколькими штабелями по его длине. Пакеты крайних штабелей не должны иметь уклона в направлении торцов полувагона. Штабель из пакетов шириной 2700 (2800) мм формируется из двух паке-тов по высоте. При размещении пакетов размерами 1350х1300 мм прямоугольную часть шта-беля формируют из четырех пакетов, укладываемых двумя ярусами по два пакета по ширине полувагона. В «шапке» штабеля размещают пакет трапециевидной формы. Пиломатериалы, кроме пропитанных, а также с невысохшим покрытием, допускается размещать в полувагонах с открытыми торцовыми дверями, при этом крайние пакеты должны иметь длину не менее 1,5 м.
3.4.2.Размещение и крепление пакетов из непропитанных пиломатериалов длиной ме-нее 1,5 м, а также пакетов пропитанных пиломатериалов (кроме шпал) независимо от длины, производят в полувагонах с установкой торцовых щитов (рисунок 39) аналогично пакетам ле-соматериалов длиной до 2,0 м (подпункт 2.4.7 настоящей главы) с соблюдением следующих дополнительных требований:
– пакеты должны плотно примыкать друг к другу;
– под наружные концы крайних верхних пакетов на расстоянии 300…400 мм от их торцов укладывают утолщенные прокладки 2 в соответствии с требованиями подпункта 1.14 настоящей главы;
– наружные концы пиломатериала в крайних верхних пакетах скрепляют поверху поперечными досками (горбылями) 4 длиной, равной ширине пакета, которые крепят к пило-материалу шестью гвоздями длиной не менее 100 мм
– зазор между торцовым щитом и дверями полувагона заполняют узкими пакетами 1 или несвязанными пиломатериалами, уложенными поперек полувагона.
Рисунок 39
1 – поперечные пакеты пиломатериала; 2 – утолщенная прокладка; 3 – торцовый щит; 4 – скрепляющая доска
3.4.3. Пакеты длиной свыше 1,5 м, сформированные их пиломатериалов размерами 1350х1300 мм, размещают в полувагоны несколькими штабелями по длине вагона (рисунок 40).
Рисунок 40
1 – проушина грузовой тяги; 2 – цепь; 3 – закрутка
Пакеты «шапки» скрепляют с пакетами верхнего яруса прямоугольной части штабеля с помощью концов цепей стропа пакета «шапки», который пропускают через верхнюю про-ушину грузовой тяги нижележащего пакета и фиксируют закруткой 3 из проволоки диамет-ром не менее 4 мм. Концы проволоки должны скручены не менее трех раз.
3.4.4.На четырехосных платформах допускается перевозить пакеты пиломатериалов длиной 3 м и более. Платформу оборудуют боковыми стойками в соответствии с требования-ми пунктов 1.4 и 1.5 настоящей главы. Пакеты размещают без подкладок и прокладок до вы-соты боковых стоек и закрепляют порядком, предусмотренным для непакетированных пило-материалов (рисунок 41). Пакеты «шапок» размещают и закрепляют тем же способом, как и в полувагонах.
Рисунок 41
3.4.5.Размещение и крепление пакетов деревянных пропитанных (непропитанных) шпал длиной 2,75 м (ГОСТ 78).
Для формирования пакетов шпал используют стропы ПС-04 и ПС-05. Пакеты форми-руют в карманах-накопителях. Стропы на пакетах должны быть плотно затянуты. Пакеты должны быть сформированы только из пропитанных или только из непропитанных шпал. В исключительных случаях допускается формирование пакетов нижнего яруса штабеля непо-средственно в полувагоне. Каждый пакет обвязывают двумя стропами одного типа, которые размещают на расстояниях от торцов, равных 0,6-0,7 м.
3.4.6.Размещение пакетов деревянных шпал в пределах зонального габарита погрузки производят только в полувагонах.
Количество шпал в пакете, сформированном с использованием стропов ПС-05 из под-сортированных по типам шпал за исключением шпал из лиственницы, не должно превышать указанного в таблице 5.
Таблица 5

Шпалы из лиственницы, независимо от их типа, укладывают в пакет в количестве, не превышающем 90 штук (девять ярусов по 10 шпал).
Количество шпал в пакете, сформированном без подсортировки по типам независимо от породы древесины, не должно превышать 90 штук (девять ярусов по 10 шпал).
Количество шпал в пакетах, размещенных в одном вагоне, должно быть одинаковым.
Формирование пакетов шпал с использованием стропов типа ПС-04 осуществляют с учетом породы древесины, из которых они изготовлены.
Количество шпал в пакете не должно превышать указанного в таблице 6.
Таблица 6

Запрещается использование стропов типа ПС-04 для пакетирования шпал из листвен-ницы.
При формировании пакетов шпал с использованием стропов ПС-04 масса пакета не должна превышать 6 т.
Шпалы в пакетах размещают на нижнюю пласть.
Пакеты шпал размещают в полувагоне четырьмя штабелями по длине двумя ярусами по высоте. Торцовые двери (стены) полувагона ограждают щитами.
Щит (рисунок 42) формируют из 10-12 вертикально установленных шпал 1, скреплен-ных тремя досками 2, имеющих сечение 40х150-200 мм. Доски крепят к шпалам гвоздями диаметром 5-6 мм и длиной 150 мм.
Рисунок 42
1 – шпала; 2 – доска; 3 – увязка
Нижней доской шпалы щита скрепляют со стороны пакетов. Верхние доски скрепляют между собой увязками 3, пропущенными между шпалами. Увязка состоит из проволоки диа-метром не менее 4 мм в один оборот, с закруткой ее концов в три витка.
В полувагон с внутренней длиной кузова 12088 мм (рисунок 43) у торцовых дверей (стен) вагона укладывают друг на друга по 6-8 шпал 3 каждая на боковую сторону нижней пластью к пакетам. Вплотную к ним на пол вагона укладывают друг на друга три шпалы 4 ти-па I и (или) II нижней пластью вниз для установки щита. Вплотную к этим шпалам ставят па-кеты нижнего яруса и щиты 2. На пакеты нижнего яруса устанавливают четыре пакета верх-него яруса.
Рисунок 43
1 – пакет; 2 - щит; 3, 4 – шпалы;
В полувагоне с внутренней длиной кузова 12700 мм (рисунок 44) размещение пакетов шпал производят в аналогичном порядке.
Рисунок 44
1 – пакет; 2 - щит; 3, 4, 5 – шпалы
При этом после установки пакетов нижних ярусов вплотную к ним укладывают три шпалы 4 нижней пластью вниз, на которые устанавливают второй щит 2. Пространство между этим щитом и торцовой стеной заполняют шпалами 5, уложенными друг на друга нижней пластью вниз до высоты на 200-250 мм ниже верхней обвязки кузова вагона.
3.4.7.При размещении пакетов шпал в пределах основного габарита погрузки количе-ство шпал в пакетах не должно превышать:
для пакетов, сформированных с использованием стропов ПС-05 – количества, ука-занного в таблице 7;
для пакетов, сформированных с использованием стропов ПС-04 – 70 штук (7 ярусов по 10 шпал).
Таблица 7

Размещение пакетов шпал в полувагоне осуществляется порядком, аналогичным изло-женному в подпункте 3.4.4. настоящей главы без установки шпал 4.
3.4.8.Пиломатериалы в пакетах, сформированных с использованием брусково-проволочной обвязки
3.4.8.1Обвязка состоит из верхнего и нижнего деревянных брусков 1 сечением не менее 50х100 мм и двух стяжек 2 из проволоки диаметром 6 мм в две нити, скрепляющих эти бруски по концам (рисунок 45).
Рисунок 45
Бруски укладывают поперек пакета пиломатериалов таким образом, чтобы их концы выступали на 50 мм за боковые поверхности пакета. По концам брусков на расстоянии не ме-нее 25 мм от торцов делают зарубки глубиной от 10 – 12 мм для закрепления проволочных увязок.
3.4.8.2.Пакеты из пиломатериалов формируют в соответствии с требованиями ГОСТ 19041 и ГОСТ 21100, а также подпункта 3.4.1.1 настоящей главы. Скрепление единиц пилома-териала верхнего яруса пакета «шапки» досками не производят. Пакеты пиломатериалов дли-ной до 4 м включительно скрепляют двумя обвязками; пакеты длиной от 4 до 6,5 м включи-тельно – тремя обвязками. Две крайние обвязки размещают на расстоянии от 300 до 900 мм от концов пакета, а третью – посередине пакета.
Пакеты из пиломатериалов размещают несколькими штабелями по длине вагона вплотную друг к другу (рисунок 46).
Рисунок 46
1 – верхнее скрепление стоек; 2 – стойка; 3 – доска; 4 – соединительная доска; 5 – уд-линенная прокладка; 6 – упорный брусок
При размещении пакетов на платформе устанавливают стойки в соответствии с требо-ваниями пунктов 1.4 и 1.5 настоящей главы. Стойки 2 должны иметь верхнее поперечное скрепление 1 многооборотными четырехзвенными стяжками, выполняемое после формирова-ния прямоугольной части штабеля.
В каждом ярусе штабеля размещают пакеты одной длины и высоты. Пакеты размеща-ют несколькими ярусами по высоте со смещением в продольном направлении одного пакета относительно другого на 100 мм с тем, чтобы бруски обвязок располагались вплотную друг к другу. Пакеты «шапки» каждого штабеля размещают на удлиненные прокладки 5 размерами 50х150х2800 мм, располагаемые в непосредственной близости от брусков обвязок. Количест-во удлиненных прокладок должно быть равно количеству обвязок пакета. На удлиненные прокладки, вплотную к стойкам укладывают продольные доски 3 сечением не менее 40х100 мм, которые закрепляют к удлиненным прокладкам и брускам обвязок верхних пакетов пря-моугольной части штабеля гвоздями длиной не менее 100 мм по два гвоздя в каждое соедине-ние. Длина досок 3 должна быть достаточной для того, чтобы ими были скреплены каждые две соседние удлиненные прокладки. Пакеты «шапки» закрепляют то поперечного смещения упорными брусками 6 размерами не менее 50х150х300 мм, которые укладывают на удлинен-ные прокладки и закрепляют к ним двумя гвоздями длиной не менее 100мм по два гвоздя в каждый брусок. Если в «шапке» размещены несколько пакетов по ширине вагона, соседние пакеты скрепляют между собой соединительными досками (горбылем) 4 сечением не менее 25х100 мм длиной, равной ширине «шапки», которые укладывают на бруски обвязок и приби-вают к этим брускам гвоздями длиной не менее 70 мм
3.4.9.Пиломатериалы в пакетах, сформированных с использованием стальной ленты
3.4.9.1 Пакеты формируют в соответствии с требованиями ГОСТ 19041 и ГОСТ 21100. Размеры пакетов, размещаемых в прямоугольной части штабеля, не должны превы-шать величин, приведенных в таблице 8.

Размеры пакетов, размещаемых в «шапке» штабеля, не должны превышать:
– при размещении пакетов в пределах очертания основного габарита погрузки: ширина – 1100 мм, высота – 575 мм;
– при размещении пакетов в пределах очертания зонального габарита погрузки – величин приведенных в таблице 9.
3.4.9.2.Для формирования пакетов пиломатериалов должны применяться обвязки с пломбовым соединением по ГОСТ 21214 (тип 1) из стальной холоднокатанной низкоуглеро-дистой, нагартованной ленты нормальной точности изготовления по ГОСТ 3560 сечением не менее 0,5x20 мм с временным сопротивлением разрыву не менее 600 Н/мм2 (60 кгс/см2). Об-вязка должна иметь одно пломбовое соединение. Допускается для изготовления обвязок ис-пользование ленты, имеющей аналогичные физические свойства, иного поперечного сечения при условии обеспечения несущей способности обвязки, включая пломбовое соединение, не менее 6000 Н (600 кгс). В этом случае грузоотправитель представляет перевозчику сертифи-кат на упаковочную ленту и нормативные документы, подтверждающие прочность ленты и обвязки в целом. Реквизиты указанных документов и размеры сечения ленты должны быть занесены грузоотправителем в накладную на груз. Усилие натяжения обвязки на пакете должно составлять не менее 2000 н (200 кгс). Контроль усилия натяжения производится в со-ответствии с ГОСТ 19041 прибором ИН-400 либо по величине прогиба ленты под действием усилия 100 Н (10кгс), приложенного в середине бокового (вертикального) участка обвязки перпендикулярно боковой грани пакета. Прогиб ленты не должен превышать 0,1 высоты па-кета.
В пакетах, сформированных без стыковки пиломатериала по длине, число обвязок па-кета должно быть равно количеству разделительных прокладок по длине:
– в пакетах длиной до 4 м включительно – 2 шт.;
– в пакетах длиной более 4 до 5,5 м включительно –3 шт.;
– в пакетах длиной более до 5,5 м – 4 шт.
Обвязки должны располагаться в плоскостях размещения прокладок либо в непосред-ственной близости от них.
Расстояния между прокладками по длине пакета должны быть равны.
В пакетах по ГОСТ 19041 крайние прокладки должны быть расположены на расстоя-нии: в пакетах из пиломатериала одной длины – от 300 до 900 мм от торцов пакета, в пакетах из пиломатериала различной дины – не более 300 мм от торцов наиболее коротких пиломате-риалов.
В пакетах по ГОСТ 21100 крайние прокладки должны быть расположены следующим образом:
– в пакетах из пиломатериала одной длины: длиной до 3,0 м включительно – на расстоянии от торцов пакета, равном 1/4 его длины; длиной от 3,0 до 5,5 м включи-тельно – на расстоянии 1/5 его длины; в пакетах длиной более 5,5 м – на расстоянии 1/6 его длины;
– в пакетах из деталей длиной менее 1 м, сформированных путем стыкования по длине, прокладки должны располагаться на расстоянии, равном 1/4 длины деталей.
3.4.9.3.Допускается применять укрытие пакетов от атмосферного воздействия и загряз-нения в пути следования полиэтиленовой пленкой либо крафтбумагой с армирующей стекло-волокнистой сеткой, выполняемое перед установкой обвязок. В пакетах, размещаемых в «шапке» штабелей со стороны торцов вагона, укрывающий материал должен быть закреплен двумя вертикальными планками сечением не менее 15х60 мм длиной, равной высоте пакета, расположенными на расстоянии 200 – 300 мм от боковых граней пакета. Каждая планка должна быть закреплена не менее чем тремя гвоздями длиной не менее 45 мм. Допускается закреплять укрывающий материал на торцах пакета металлическими скобками из проволоки диаметром 1 мм шириной не менее 10 мм, высотой не менее 19 мм в количестве не менее 20 штук на каждый торец. Скобки должны располагаться рядами: один ряд из 5–6 скобок – гори-зонтально на высоте, равной 2/3 высоты пакета, и три ряда по 5 скобок – вертикально на рав-ных расстояниях друг от друга и от боковых граней пакета.
3..4.9..4.Каждая обвязка пакетов, размещаемых в «шапке» штабеля, должна быть за-креплена на верхней плоскости пакета деревянной доской толщиной от 22 до 25 мм, шириной от 90 до 100 мм, длиной, превышающей ширину пакета на 100 мм располагаемой симметрич-но оси ленты с выступанием концов за боковые грани пакета на 50 мм. Доска должна быть закреплена к пакету не менее чем шестью гвоздями длиной не менее 50 мм, расположенными на равных расстояниях друг от друга в шахматном порядке.
3.4.9.5.Размещение и крепление пакетов в пределах очертания основного габарита по-грузки производится в следующем порядке.
Ограждение штабелей пакетов в полувагонах и на платформах выполняется при помощи бо-ковых стоек, в соответствии с требованиями пункта 1.5 настоящей главы.
Каждый штабель размещают (рисунки 47 и 48) на две подкладки 1, со стороны торцов вагона под крайние штабели во всех случаях укладывают по одной утолщенной подкладке 2.
Рисунок 47 – Размещение пакетов пиломатериалов в полувагоне
1 – подкладка; 2 – утолщенная подкладка; 3 – торцовый упор; 4 – прокладка; 5, 6 – удлинен-ная прокладка; 7 – прижимной брусок; 8 – упорная доска; 9– увязка «шапки»; 10 – верхнее скрепление стоек
Рисунок 48 – Размещение пакетов пиломатериалов на платформе
1 – подкладка; 2 – утолщенная подкладка; 3 – торцовый упор; 4 – про-кладка; 5, 6 – удлиненная прокладка; 7 – прижимной брусок; 8 – упорная доска; 9– увязка «шапки»; 10 – скрепление стоек
Между ярусами штабеля размещают прокладки 4. Требования к подкладкам и про-кладкам – в соответствии с пунктом 1.4 настоящей главы. Между утолщенными подкладками и торцовым порожком полувагона (торцовым бортом платформы) устанавливают упоры 3 из пиломатериала сечением не менее 75х150мм. Упоры устанавливают на расстоянии от 500 до 800 мм от боковых стен полувагона (бортов платформы). Каждый торцовый упор в полуваго-не крепят к утолщенным подкладкам двумя гвоздями диаметром 5 мм и длиной не менее 150 мм, на платформе – прибивают к полу платформы двумя такими же гвоздями.
В прямоугольной части штабеля пакеты размещают несколькими ярусами по два паке-та по ширине вагона в каждом ярусе. В каждом ярусе должны быть размещены пакеты одина-ковой высоты.
Общая высота прямоугольной части штабеля не должна превышать: в полувагоне – 4100 мм; на платформе – 4000 мм.
Пакеты размещают вплотную к боковым стойкам. Зазоры между пакетами в середине вагона не должны превышать 300 мм. Зазор величиной до 150 мм должен быть плотно запол-нен пиломатериалом длиной, равной длине пакета; зазор величиной от 150 до 300 мм – паке-тами (пачками) таких же пиломатериалов соответствующих размеров.
Штабели должны размещаться вплотную друг к другу по длине вагона.
Каждая пара противоположных боковых стоек в полувагоне должна иметь верхнее по-перечное крепление; на платформе стойки должны иметь верхнее и среднее поперечные скре-пления. Скрепления стоек должны быть выполнены в соответствии с требованиями пункта 1.5 настоящей главы.
«Шапку» формируют (рисунок 49) из пакетов длиной не менее 4,0 м, имеющих разме-ры поперечного сечения, указанные в подпункте 3.4.9.1, сформированные из пиломатериала длиной, равной длине пакета. Общая длина пакетов «шапки» не должна превышать длину прямоугольной части штабеля.
Рисунок 49 – формирование «шапки» из пакетов пиломатериалов
5, 6 – удлиненная прокладка; 7 – прижимной брусок; 8 – упорная доска; 9– увязка «шапки»
Пакеты первого яруса «шапки» размещают на удлиненные прокладки 5, пакеты второ-го яруса – на удлиненные прокладки 6. Размеры прокладок и расположение зарубок должны соответствовать требованиям пункта. 2.1.3 настоящей главы.
На пакеты второго яруса «шапки» в одной вертикальной плоскости с удлиненными прокладками размещают прижимные бруски 7 сечением не менее 50х150 мм. Концы при-жимных брусков должны выступать с обеих сторон пакета на 75 мм и иметь зарубки, анало-гичные зарубкам на удлиненных прокладках. Каждый брусок прибивают по концам к пакету двумя гвоздями длиной от 100 до 125 мм.
"Шапка" должна быть расположена симметрично относительно продольной оси ваго-на.
Пакеты пиломатериалов закрепляют с каждой стороны тремя увязками 9 из проволоки диаметром 6 мм в две нити, закрепляемыми за удлиненные прокладки 5 и 6 и прижимной бру-сок 7. Нити увязок помещают в зарубки каждой прокладки и бруска и туго скручивают между смежными по высоте прокладками и прокладкой и бруском.
На удлиненные прокладки 5 с обеих сторон пакетов укладывают упорные доски 8 тол-щиной не менее 50 мм и такой ширины, чтобы они одной стороной упирались в боковые стойки, а другой – в пакеты. Длина распорных досок должна быть равна длине пакета. На уд-линенные прокладки 6 вплотную к пакету укладывают аналогичные упорные доски шириной от 100 до 150 мм.
Упорные доски крепят к каждой прокладке с обеих сторон двумя гвоздями длиной от 100 до 120 мм.
3.4.9. 6 .Размещение и крепление пакетов в пределах очертания зонального габарита погрузки производится в следующем порядке. Для ограждения и крепления штабелей пакетов пиломатериалов в полувагонах и на платформах устанавливают восемь пар стоек в соответст-вии с требованиями пункта 1.5 настоящей главы.
Размещение пакетов в пределах прямоугольной части штабеля аналогично их разме-щению по подпункту 3.3.3.5. При этом расстояние от верха прямоугольной части штабеля до верхнего обреза стоек должно быть не менее 200 мм.
Пакеты «шапки» размещают на удлиненные прокладки длиной 3000 мм, толщиной от 50 до 100 мм, шириной 150 мм. Прокладки изготавливают в соответствии с требованиями пункта 1.5 настоящей главы.
Формирование «шапки» в зависимости от размеров поперечного сечения пакетов (таблица 9) допускается производить способами, приведенными на рисунках 50 – 55.
Рисунок 50 – формирование «шапки» по варианту 1 в полувагоне
1 – полувагон; 2 – утолщенная подкладка; 3 – торцовый упор; 4 – пакет прямоугольной части штабеля; 5 – стойка; 6 – скрепление стоек; 7 – удлиненная прокладка; 8 – увязка пакет «шап-ки»; 9 – распорная доска; 10 – упорный брусок
Рисунок 51 – формирование «шапки» по варианту 1 на платформе
1 – платформа; 2 – пакет прямоугольной части штабеля; 3 – стойка; 4 – среднее скрепление стоек; 5 – верхнее скрепление стоек; 6 – удлиненная прокладка; 7 – распорная доска; 8 – упорный брусок
Рисунок 52 – формирование «шапки» по варианту 2 в полувагоне
1 – полувагон; 2 – стойка; 3 – скрепление стоек; 4– удлиненная прокладка; 5 – увязка; 6 – рас-порная доска; 7 – прижимной брусок
Рисунок 53 – формирование «шапки» по варианту 2 на платформе
1 – платформа; 2 – пакет прямоугольной части штабеля; 3 – стойка; 4– среднее скрепление стоек; 5 – верхнее скрепление стоек; 6 – прижимной брусок; 7 – увяз-ка;8 – упорная доска; 9 – распорная доска; 10 – межпакетное заполнение
Рисунок 54 – формирование «шапки» по варианту 3 в полувагоне
1 – полувагон; 2 – торцовый упор; 3 – подкладка;; 4– пакет прямоугольной части штабеля; 5 – прокладка; 6 – стойка; 7 – скрепление стоек; 8 – удлиненная прокладка; 9 – промежуточная удлиненная прокладка; 10 – увязка; 11 – упорная доска; 12 –прижимной брусок
Рисунок 55 – формирование «шапки» по варианту 3 на платформе
1 – платформа; 2 – подкладка; 3 – торцовый упор; 4– пакет прямоугольной части шта-беля; 5 – прокладка; 6 – среднее скрепление стоек; 7 – межпакетное заполнение; 8 – верхнее скрепление стоек; 9 – удлиненная прокладка; 10 – распорная доска; 11 – про-межуточная удлиненная прокладка; 12 – увязка; 13 – упорная доска; 14 – прижимной брусок
В «шапке» размещают от двух до четырех пакетов. Продольные оси всех пакетов «шапки» и вагона должны совпадать.
По варианту 1 в «шапке» размещают два пакета по ширине вагона.
По варианту 2 пакеты в «шапке» размещают двумя ярусами по высоте по два пакета в каждом ярусе.
По варианту 3 пакеты в «шапке» размещают двумя ярусами по высоте: в первом ярусе два пакета, во втором ярусе – один пакет.
Порядок формирования и скрепления «шапки» аналогичен порядку по подпункту 3.4.9.5., при этом длина удлиненных прокладок между ярусами «шапки» должна составлять: в полувагонах – 2650-2700 мм, на платформах – 2850-2900 м. Общая высота «шапки», измерен-ная от нижней поверхности нижних удлиненных прокладок до верха прижимного бруска, должна составлять: в полувагонах – не более 1200 мм, на платформах – не более 1300 мм.
При формировании «шапки» по варианту 1 (рисунки 50, 51) на удлиненные прокладки с обеих ее сторон укладывают распорные доски толщиной не менее 50 мм таким образом, чтобы они одной стороной упирались в боковые стойки. Между пакетом и распорной доской вставляют упорные бруски из обрезков досок такой же толщины.
Нижние пакеты «шапки» по вариантам 2 и 3 (рисунки 52–55),должны плотно приле-гать с обеих сторон к боковым стойкам. В случае образования зазоров в них должны быть вставлены распорные доски соответствующей ширины толщиной 50 мм или доски, установ-ленные ребром на удлиненные прокладки.
Упорные доски для «шапки» по вариантам 2 и 3 размещают вплотную к верхнему па-кету на промежуточных прокладках.
Распорные и упорные доски и бруски закрепляют к каждой удлиненной прокладке двумя гвоздями длиной от 100 до 120 мм.
0
|