|
Приложение 10-1. Форма Акта опытных перевозок | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
АКТ опытных перевозок груза по проекту _________________________________________________________________ Наименование груза, обозначение проекта ТУ, МТУ, НТУ ______________________________________________________________________________ Наименование разработчика (грузоотправителя)
|
Приложение 9-1. Образец Акта испытаний на соударение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Приложение № 9 к главе 1 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах
Станция________________ «____» ________ 20 г. наименование А К Тиспытаний на соударение
способа размещения и крепления груза по проекту __________________________________________________________________________ Наименование груза, обозначение проекта ТУ, МТУ, НТУ
________________________________________________________________________________________ Наименование разработчика (грузоотправителя)
Испытания на соударения проведены в соответствии с указанием _________________ от ______________ №_______ комиссией в составе:
Председатель комиссии:______________________________________________ Фамилия, имя, отчество, занимаемая должность Члены комиссии: _____________________________________________________ Фамилия, имя, отчество, занимаемая должность _____________________________________________________ 1 Контроль размещения и крепления грузаДанные о загруженных полувагонах (платформах), представлены в таблице П9.1. Таблица П9.1
Комиссия, осмотрев вагоны, загруженные в опытном порядке установила: 1.1 Груз, его размещение и крепление соответствует проекту. Проект, схема размещения и крепления груза, расчет прочности крепления прилагается. 1.2 Отклонения от проекта:__________________________________________ не зафиксированы (в чем заключались) 1.3 Контрольные метки на вагонах и грузе нанесены. 2 Испытания на соударение 2.1 Испытания на соударение с группой неподвижно стоящих вагонов («стенкой»), состоящей из ______ неподвижно стоящих на пути полувагонов, проводились в количество соответствии с требованиями раздела 12 главы 1 «Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах» Данные о вагонах «стенки» приведены в таблице П9.2. Таблица П9.2
2.2 Результаты испытаний на соударение приведены в таблице П9.3. Таблица П9.3
2.3 На основании анализа результатов испытаний на соударение комиссия считает проверяемый способ размещения и крепления и крепления груза выдержавшим (не выдержавшим) испытания на соударение: 2.4 Комиссия предлагает: – провести поездные испытания способа размещения и крепления груза по проекту ___________________________________________________________________ Наименование груза, обозначение проекта ИТУ, МТУ, НТУ - перед поездными испытаниями заменить следующие элементы крепления грузов:____________________________________________________________________; - внести в способ погрузки и крепления следующие изменения: ________________________________________________________________________________ _
Председатель комиссии: _________________________ (расшифровка подписи) подпись «____»______ 20 г. Члены комиссии: ________________________________ (расшифровка подписей) подписи «____»______ 20 г. |
Приложение 7-1. Основные методические требования при определении коэффициентов трения |
---|
Приложение № 7
к главе 1 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах
Основные методические требования при определении коэффициентов трения между опорными поверхностями груза и вагона Определение коэффициента трения между опорными поверхностями груза и ва-гона, значения которых не предусмотрены разделом 10 главы 1 настоящих ТУ, произ-водится экспериментальным путем в лабораторных условиях, а затем в условиях на-турного эксперимента. В расчетах должны учитываться результаты замеров ускорения только при тех соударений, при которых зафиксировано смещение груза. Результаты замеров обрабатываются методом вариационной статистики по ГОСТ 11484. |
Прилож.6-1.Образец Акта согласования и утверждения НТУ и реквизиты регистрации НТУ | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Приложение № 6 к главе 1 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах
Утверждаю: ________________________________________ должность руководителя подразделения перевозчика в соответствии с 7.3.3 настоящей главы __________ ________________ Подпись Ф.И.О.
“ “ _____________ _20__ г. М. П.
АКТ №____ согласования и утверждения НТУ Настоящий акт составлен в том, что _________________________________________________________________________________________ должности и фамилии специалистов, участвующих в рассмотрении рассмотрели представленные________________________________________________________________ наименование грузоотправителя схему № ___________ размещения и крепления________________________________________________ точное наименование груза и расчетно-пояснительную записку, утвержденные _____________________________________________ дата, должность и фамилия лица, утвердившего ее и установили, что прилагаемый способ размещения и крепления обеспечивают устойчивость груза и безопасность движения поездов. Груз размещен в пределах_______________________ габарита погрузки. наименование габарита Согласовано:
Приложение: Схема размещения и крепления - _____ листов; Расчетно-пояснительная записка - _____ стр.
Рисунок П6.1 – Образец Акта согласования и утверждения НТУ
Рисунок П6.2 – Образец штампа утверждения НТУ,проставляемого на Схемах и Пояснительной записке НТУ |
Прилож.4-1.Образцы титульного листа и штампа регистрации МТУ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Приложение № 4 к главе 1 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах
Рисунок П 4.1 - Образец Титульного листа Местных технических условий размещения и крепления грузов
Рисунок П 4.2 - Образец штампа регистрации МТУ, проставляемогона Титульном листе МТУ |
Прилож.3-1.Требования к оформлению схем и эскизов размещения и крепления груза |
---|
Приложение № 3
|
Приложение 2-1. Требования к многооборотным средствам крепления |
---|
Приложение № 2 к главе 1 Технических условий размеще-ния и крепления грузов в вагонах и контейнерах Основные технические требования к многооборотным средствам крепления и их эксплуатации Под многооборотными средствами крепления (далее - МС) понимаются крепежные устройства многоразового использования, предназначенные для размещения и крепления грузов в вагонах, контейнерах. |
Прилож. 1-1.Технические характеристики универсальных вагонов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Приложение № 1 к главе 1 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах Таблица П1.1 - Полувагоны
Таблица П1.2 - Платформы
|
Методика проведения экспериментальной проверки проектов технических условий размещения грузов |
---|
12.1 Общие положения 12.2 Проведение испытаний на соударение 12.3 Проведение поездных испытаний 12.4 Проведение опытных перевозок |
Методика расчета способа размещения и крепления грузов в вагонах |
---|
10.1 При определении способов размещения и крепления груза должны наряду с его массой учитываться следующие силы и нагрузки: – продольная инерционная сила, возникающая при движении в процессе разгона и торможения поезда, при соударении вагонов во время маневров и роспуске с сортировочных горок; – поперечная инерционная сила, возникающая при движении вагона и при вписывании его в кривые и переходные участки пути; Точкой приложения инерционных сил является центр тяжести груза (ЦТгр). Wп = 50 Sп, тс (10) где m - коэффициент трения между контактирующими поверхностями груза и вагона (или подкладок, прокладок). В случае применения прокладок из шлифовальной шкурки на тканевой основе с зерном №-20-200, сложенной вдвое абразивным слоем наружу, значение коэффициента трения для дерева по дереву или стали по дереву принимается равным 0,6. |
Проверка знаний технических условий размещения и крепления грузов работниками |
---|
Работники, ответственные и непосредственно обеспечивающие погрузку, размещение, крепление и выгрузку грузов должны проходить проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах. Грузоотправители (грузополучатели) представляют уполномоченному перевозчиком лицу (в случае, когда перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры – в товарные конторы железнодорожных станций отправления (назначения) копии своих приказов (распоряжений) о назначении ответственных за погрузку, выгрузку работников (с приложением паспортных данных и образцов подписей работников). 9.1 Представители грузоотправителей, ответственные за погрузку, размещение и крепление и выгрузку грузов должны знать нормативные требования настоящей главы, а также используемых грузоотправителем МТУ, НТУ,. 9.2 Представители грузоотправителей (грузополучателей), ответственные за выгрузку обеспечивают сохранность вагонов при погрузке и выгрузке грузов. 9.3 Порядок и сроки проведения указанной проверки, устанавливаются МПС России. За допущенное нарушение технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах ответственные за это лица отстраняются перевозчиком (в случае, когда перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры - работниками ревизорского аппарата филиала, начальником железнодорожной станции отправления, иными уполномоченными перевозчиком лицами) от связанной с этим работы. Грузоотправители (грузополучатели) в случаях отстранения своих работников от работы, связанной с размещением и креплением грузов и выгрузкой, обязаны немедленно представить уполномоченному перевозчиком лицу (в случае, когда перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры – в товарные конторы железнодорожных станций отправления) соответствующие приказы. |
Осуществление контроля за соблюдением технических условий размещения и крепления груза |
---|
8.1 Обеспечение соблюдения условий размещения и крепления груза грузоотправитель удостоверяет записью на оборотной стороне транспортной железнодорожной накладной (да-лее – накладная) в графе 1. При размещении и креплении груза по настоящим ТУ запись в на-кладной должна содержать номера соответствующих главы, раздела и рисунка настоящих ТУ. В случае размещения и крепления груза по МТУ, НТУ запись должна содержать № и дату ут-верждения соответственно МТУ, НТУ. Во всех случаях запись в накладной должна содержать перечень примененных средств крепления (наименование и количество) и подпись грузоот-правителя (с указанием должности и фамилии), заверенную печатью грузоотправителя. При отправке кранов, экскаваторов и других машин на колесном или гусеничном ходу с навесным оборудованием и поворотными частями грузоотправитель на оборотной стороне накладной отметку о закреплении навесного оборудования и поворотных частей, например: "От разворота стрелы применены четыре растяжки из проволоки диаметром 6 мм в четыре нити". |
Порядок разработки, утверждения и внесения изменений в ТУ, МТУ, НТУ. |
---|
7.1.Разработка, утверждение ТУ и внесение в них изменений осуществляется МПС России. 7.1.1 Проект ТУ должен содержать описательную часть, схемы размещения и крепле-ния груза, а также расчетно-пояснительной записку. 7.1.1.1.Описательная часть проекта ТУ должна содержать: характеристику груза (наименование, массо-габаритные параметры, упаковка); порядок подготовки груза к перевозке; сведения о подвижном составе (тип подвижного состава и требования к нему); порядок размещения груза на железнодорожном подвижном составе; описание способа крепления груза с указанием всех элементов крепления и их рас-положения относительно груза и вагона; адаптированную схему (иллюстрацию) размещения и крепления груза в вагоне, по-ясняющую описание. 7.1.1.2.Расчетно-пояснительная записка проекта ТУ должна содержать: – расчеты, обосновывающие предлагаемый способ размещения и крепления груза и отдельных его частей (грузовых единиц), особенно передвижных и поворотных; – выбор типа и количества элементов крепления (растяжки, обвязки, бруски и др.); – выбор допускаемых усилий на элементы вагона и груза, с которыми соединяются элементы крепления. Расчеты должны выполняться в соответствии с требованиями раздела 10 настоящей главы. В расчетной части должны быть приведены необходимые рисунки и расчетные схемы. 7.1.1.3.В случае использования в предлагаемом способе погрузки многооборотных или инвентарных средств крепления к комплекту документов должна прилагаться утвержденная грузоотправителем конструкторская и эксплуатационная (паспорт, инструкция по эксплуата-ции) документация на них. В комплект проекта ТУ должна входить схема размещения и крепления многооборот-ных или инвентарных средств крепления при их возврате в порожнем состоянии. 7.1.1.4.Проект ТУ рассматривается в МПС России. После рассмотрения проект на ос-новании указания МПС России осуществляется в соответствии с требованиями разделом 12 настоящей главы экспериментальная проверка предусмотренного проектом способа размеще-ния и крепления груза. Откорректированный по результатам испытаний проект ТУ согласовывается и утвер-ждается МПС России. В отдельных случаях ТУ могут утверждаться на определенный ограни-ченный период. Утвержденные ТУ регистрируются и объявляется для пользования и хранятся в МПС России. 7.1.1.5.В случае, когда способ размещения и крепления какого либо наименования гру-за предусмотрен настоящими ТУ, но схема конкретного типоразмера такого груза отсутствует, грузоотправитель должен представить уполномоченному перевозчиком лицу (в случае, когда перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры – на железнодорожную стан-цию отправления) эскиз размещения и крепления груза по настоящим ТУ. Эскиз разрабатыва-ется в соответствии с требованиями приложения № 3 к настоящей главе в двух экземплярах. Эскиз должен быть утвержден грузоотправителем и согласован с перевозчиком. Один экземп-ляр эскиза настоящих ТУ хранится у перевозчика, второй - у грузоотправителя. 7.2 Разработка и утверждение местных технические условия размещения и крепления грузов (МТУ). МТУ разрабатываются грузоотправителем в отношении груза, способы размещения и крепления которого не предусмотрены настоящими ТУ, и утверждаются перевозчиком. Комплект документов МТУ должен содержать описательную часть с титульным лис-том, схемами размещения и крепления груза, схемами размещения и крепления используемых многооборотных или инвентарных средств крепления при их возврате в порожнем состоянии и расчетно-пояснительную записку. 7.2.1 Требования к содержанию описательной части и расчетно-пояснительной записке МТУ аналогичны требованиям пункта 7.1 настоящей главы. 7.2.2 На схеме должно быть приведено упрощенное изображение подвижного состава с размещенным на нем грузом и элементами крепления. Обозначения на схемах должны соот-ветствовать описанию способа размещения и крепления груза. 7.2.3 Утвержденный грузоотправителем проект МТ, представляется для рассмотрения уполномоченному перевозчиком лицу. Экспериментальная проверка проводится на основании указания перевозчика в соответствии с требованиями раздела 12 настоящей главы. Откорректированный на основании результатов экспериментальной проверки проект МТУ, утвержденный руководством предприятия-грузоотправителя, согласовывается и утвер-ждается перевозчиком. Согласующие и утверждающие подписи проставляются на титульном листе МТУ (приложение № 4 к настоящей главе, рис. П4.1). 7.2.4 Утвержденные МТУ должны быть зарегистрированы в журнале регистрации МТУ (приложение №5 к настоящей главе, рисунок П5.1) с присвоением номера, который про-ставляется на титульном листе. Штамп регистрации МТУ (приложение № 4 к настоящей гла-ве, рисунок П4.2) проставляется на каждой странице МТУ, включая схемы. МТУ доводятся перевозчиком до сведения обслуживаемых им отправителей соответст-вующего груза. Копия МТУ направляется в МПС России. 7.2.5 МТУ могут использоваться всеми отправителями, обслуживаемыми перевозчи-ком, утвердившим МТУ. 7.2.6 Порядок внесения изменений в МТУ аналогичен порядку их разработки и утвер-ждения. При этом необходимость проведения повторной экспериментальной проверки опре-деляется перевозчиком, утвердившим МТУ. 7.2.7 Срок действия утвержденных МТУ – 7 лет. При выявлении недостатков в дейст-вующих МТУ они подлежат немедленной отмене указанием перевозчика. При отсутствии в течение этого срока замечаний по безопасности перевозок и сохранности грузов, погружен-ных по указанным МТУ, срок их действия по просьбе грузоотправителя продлевается на по-следующие 7 лет. Продление срока действия подтверждается приказом перевозчика после до-полнительного согласования уполномоченными перевозчиком лицами без проведения экспе-риментальной проверки. 7.3 Разработка и утверждение не предусмотренных настоящими ТУ и МТУ способов размещения и крепления грузов (далее – НТУ). НТУ разрабатываются грузоотправителем для разовых либо нерегулярных перевозок грузов, способы размещения и крепления которых не предусмотрены настоящими ТУ и МТУ. Комплект документов НТУ должен содержать схему размещения и крепления груза, схему размещения и крепления используемого многооборотного или инвентарного средства крепления при его возврате в порожнем состоянии и расчетно-пояснительную записку. 7.3.1 Схема должна разрабатываться в соответствии с требованиями приложения № 3 к настоящей главе. 7.3.2 Требования к разработке расчетно-пояснительной записки НТУ аналогичны тре-бованиям подпункта 7.1.3 настоящей главы. В случаях использования многооборотных или инвентарных средств крепления до со-гласования и утверждения НТУ должна быть проведена экспериментальная проверка предло-женного способа размещения и крепления груза в соответствии с требованиями раздела 12 настоящей главы. 7.3.3 Утвержденный грузоотправителем проект НТУ в четырех экземплярах представ-ляется перевозчику для согласования и утверждения. Согласование НТУ должно быть оформлено актом (приложение № 6 к настоящей гла-ве, рисунок П6.1), который подписывают лица, участвовавшие в рассмотрении. Акт утвержда-ется перевозчиком. Согласующие и утверждающие подписи вносят также в штамп утверждения (приложе-ние № 6 к настоящей главе, рисунок П6.2), проставляемый на схеме НТУ. 7.3.4 При перевозках грузов в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении грузоотправитель до представления НТУ для согласования по месту отправления (подпункт 7.3.3 настоящей главы) представляет НТУ для согласования перевозчиком с перевозчиком водного вида транспорта. 7.3.5 НТУ должны быть зарегистрированы в журнале регистрации НТУ (приложение № 5 настоящей главы, рис. П5.2) с присвоением обозначения (номера) и направлены на стан-цию погрузки и грузоотправителю. Номер НТУ проставляется на Схеме в штампе согласова-ния и утверждения. Пример обозначения НТУ: "НТУ-17-001-17.04.03", где "17" – присвоенный условный номер перевозчика; "001" – регистрационный номер акта согласования НТУ; "17.04.03" – число, месяц, год утверждения акта согласования НТУ. Контрольный экземпляр НТУ, включая акты о результатах экспериментальной провер-ки (в случае её выполнения) должен храниться у перевозчика, утвердившем НТУ. Один эк-земпляр НТУ направляется в МПС России. 7.3.6 Порядок внесения изменений в НТУ аналогичен порядку разработки и утвержде-ния НТУ. При этом необходимость проведения экспериментальной проверки определяется подразделением перевозчика, утвердившим НТУ. НТУ могут использоваться только тем грузоотправителем, для которого они разрабо-таны. 7.3.7 Срок действия НТУ - 5 лет. Срок действия должен быть проставлен на схеме НТУ. При отсутствии замечаний по безопасности перевозок и сохранности грузов, перевози-мых по данным НТУ срок действия НТУ продлевается на последующие 5 лет по просьбе гру-зоотправителей. Продление срока действия НТУ с использованием многооборотных и инвентарных средств крепления производится без проведения экспериментальной проверки. Продление срока действия НТУ оформляется актом, аналогичным акту утверждения НТУ, и фиксируется на схеме НТУ в виде надписи (штампа) "Срок действия продлен до…" и подписью утвердившего акт согласования НТУ лица, заверенной печатью перевозчика. Эк-земпляры акта о продлении срока действия НТУ направляются перевозчиком причастным ли-цам и грузоотправителю. При выявлении недостатков в действующих НТУ сторона, обнару-жившая недостатки, направляет грузоотправителю и согласовавшему НТУ лицу письменное уведомление об этом. |
Подготовка грузов к перевозке, требования к погрузке и выгрузке |
---|
5.1 Предъявляемый к перевозке груз должен быть подготовлен к перевозке таким образом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поездов, сохранность груза, вагонов и контейнеров. С этой целью грузоотправителем должны быть обеспечены: – прочность узлов и деталей груза, предназначенных для установки средств креп-ления. При необходимости груз должен быть оборудован приспособлениями для его креп-ления; – надежное закрепление груза внутри упаковки; – подготовка автотракторной техники и сельскохозяйственных машин к перевозке в порядке, установленном соответствующими правилами перевозок железнодорожным транспортом; – перед погрузкой грузов, содержащих мелкие фракции, дополнительные меры по уплотнению зазоров кузова вагона, поверхность груза после погрузки на открытый под-вижной состав должна быть разровнена, а при необходимости и уплотнена. 5.2 В целях обеспечения сохранности вагонного парка грузоотправители и грузопо-лучатели должны соблюдать требования ГОСТ 22235, в том числе: – навалочные грузы, разгрузка которых предусматривается через разгрузочные люки полувагона, должны иметь размер отдельных кусков в любом измерении не более 400 мм; – перед погрузкой или выгрузкой путем бокового заезда или съезда груза борта платформы должны быть опущены, а после окончания погрузки или выгрузки – подняты и закреплены клиновыми запорами; – при погрузке и выгрузке автомобилей, тракторов и других колесных и тяжело-весных грузов должны применяться переходные мостики и другие приспособления, пре-дохраняющие от повреждения борта платформ; – при погрузке или выгрузке груза накатом с использованием слег они должны опираться на пол платформы или верхнюю обвязку кузова полувагона; 5.3 При погрузочно-выгрузочных операциях не допускается: – открывать и закрывать разгрузочные люки полувагонов с использованием трак-торов, погрузчиков, лебедок, кранов и другой техники, не согласованной федеральным ор-ганом исполнительной власти на железнодорожном транспорте для выполнения данных операций; – выполнять на полу платформ разворот самоходом технических средств на гусе-ничном ходу без предварительной защиты пола от повреждения; – опускать грейферы с ударом о пол вагонов; – производить погрузку металлопродукции кранами, оборудованными магнитны-ми шайбами, путем сбрасывания груза; – производить выгрузку грузов из вагонов грейферами, имеющими зубья; – использовать боковые борта платформ для погрузки и выгрузки грузов; – задевать грейфером борта платформ, стены и двери полувагонов; – при выгрузке с помощью лебедки опирать трос на борта платформ и верхнюю обвязку полувагона; – производить выгрузку смерзшихся грузов путем проталкивания их в проемы люков грейферами, другими грузозахватными устройствами, применять для рыхления гру-за металлические болванки, взрывные устройства, а также применять для оттаивания груза открытое пламя при возможности касания деталей вагона; – производить погрузку грузов, имеющих температуру выше +1000С; – производить погрузку и выгрузку сыпучих грузов гидравлическим способом; – производить погрузку железобетонных плит ранее технологического срока вы-держки их после изготовления; – размещать железобетонные плиты, конструкции и другие подобные грузы в на-клонном положении с опорой на боковые стены кузова полувагона либо борта платформы кроме случаев, предусмотренных настоящими ТУ; – производить крепление грузов к металлическим частям вагона с помощью свар-ки и сверления; – демонтировать детали вагонов, в том числе борта платформ и двери полуваго-нов; – производить выгрузку с платформ навалочных грузов машинами на гусеничном ходу с заездом на настил ее пола, сгребать ковшом экскаватора, а также волочить тяжело-весный груз по полу платформы. 5.4 При погрузке навалочных грузов массой отдельных кусков не более 100 кг об-щая масса груза, падающая на пол полувагона, должна быть не более 5 т, высота падения – не более 3 м. При погрузке навалочных грузов массой отдельных кусков от 100 до 500 кг на дно кузова должен быть насыпан слой из мелких кусков толщиной не менее 300 мм; общая масса груза, падающая на пол полувагона, должна быть не более 7 т, высота паде-ния – не более 3 м. Навалочные грузы в виде отдельных кусков массой более 500 кг, а так-же штучные грузы (слитки, болванки, балки) и контейнеры следует грузить без сбрасыва-ния. 5.5 После выгрузки грузов вагоны, контейнеры должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты элементы крепления грузов, за исключением несъем-ных. В случаях необходимости должна быть снята проволока с рукояток расцепных рыча-гов автосцепки, с запоров крышек разгрузочных люков, торцовых дверей полувагонов и бортовых запоров платформ; борта платформ, двери и крышки люков полувагонов - за-крыты. Многооборотные инвентарные приспособления для крепления, в том числе турни-кеты, должны быть подготовлены к погрузке в соответствии с требованиями, предъявляе-мыми к подготовке грузов к перевозке. |
Средства крепления грузов в вагонах |
---|
Для крепления грузов в вагонах применяются растяжки, обвязки, стяжки (в том числе многозвенные), увязки, деревянные стойки, бруски и щиты, упорные башмаки, "шпоры", каркасы, кассеты, пирамиды, ложементы, турникетные устройства. Средства крепления могут быть одноразового и многоразового использования (многооборотные). Общие технические требования к многооборотным средствам крепления и порядку их эксплуатации приведены в приложении 2 к настоящей главе. Качество и надежность многооборотных средств крепления обеспечивается стороной, осуществляющей отправку груза (грузоотправителем). При оформлении перевозочных документов железнодорожная станция может запросить у грузоотправителя акт периодического освидетельствования многооборотного крепежного устройства, подтверждающий его пригодность к использо-ванию. При установке элементов крепления и крепежных устройств используются стан-дартные крепежные изделия, например, болты, шпильки, гвозди, строительные скобы. 4.1 Растяжка – средство крепления, закрепляемое одним концом за увязочное устройство на грузе, другим - за специально предназначенное для этого увязочное устрой-ство на кузове вагона. Обвязка – средство крепления, охватывающее груз и закрепляемое обоими концами за увязочные устройства на кузове вагона. Стяжка – средство крепле-ния, предназначенное для соединения между собой и натяжения других средств крепления (как правило, растяжек, обвязок, стоек). Увязка – средство крепления, предназначенное для объединения отдельных единиц груза в одно грузовое место. 4.2 Для изготовления растяжек, обвязок, стяжек, увязок используют следующие материалы: – стальная проволока по ГОСТ 3282 в термообработанном (отжиг) состоянии круглого сечения (ГОСТ 2590), квадратного сечения (ГОСТ 2591); – прокат или полоса стали (ГОСТ 103); – стальные цепи, тросы. 4.3 Использование для изготовления растяжек, обвязок, стяжек, увязок иных мате-риалов допускается по согласованию с МПС России при условии подтверждения их на-дежности в порядке, предусмотренном для разработки ТУ и МТУ (раздел 7 настоящей главы). Диаметр сечения круглого проката должен быть не менее 5 мм; площадь попереч-ного сечения некруглого проката должна быть не менее 20 мм2. На поверхности проката не должно быть механических повреждений, трещин, перекруток, расслоений, задиров. 4.4 Для крепления растяжек и обвязок в вагонах используются: - на платформах (рисунок 5): боковые и торцовые стоечные скобы; опорные кронштейны на концевой балке; напольные увязочные устройства (при наличии); боковые скобы на платформах для крупнотоннажных контейнеров и колесной техники;
Рисунок 5 – Увязочные устройства универсальной платформы
![]() в полувагонах (рисунок 6): нижние увязочные устройства (косынки), средние увязочные устройства, находящиеся на стойках боковых стен на высоте 1100-1200 мм от пола; верхние увязочные устройства в виде скоб внутри и снаружи верхней обвязки кузо-ва 4.4.1 Не допускается крепление растяжек и обвязок к другим деталям кузова ваго-на, в том числе к скобам, предназначенных для крепления стоек внутри кузова вагона, к увязочным кольцам, расположенным на верхней обвязке полувагона, а также кольцам на наружной поверхности секций бортов платформ. Рисунок 7 – Установка растяжек по способу 1 4.5.2 Способ 2 Растяжка, обвязка изготавливается из одной непрерывной нити про-волоки. Нить пропускают через увязочное устройство вагона (груза) и перегибают на нем, образовывая прядь из двух равных по длине нитей (рисунок 8). Далее прядь заводят в увя-зочные устройства последовательно груза и вагона, формируя растяжку, обвязку с необ-ходимым числом нитей. Конец пряди обводят два раза вокруг увязочного устройства ва-гона (груза), затем концы проволоки – по отдельности вокруг половинного количества ни-тей растяжки, обвязки. Требования к заделке концов и скручиванию растяжки, обвязки аналогичны способу 1. Рисунок 8 – Установка растяжек, обвязок по способу 2 4.5.3 Способ 3 Растяжку, обвязку формируют из пряди, состоящей из двух непре-рывных нитей проволоки (рисунок 9). Прядь пропускают через увязочное устройство ва-гона (груза) и перегибают, оставляя концы для заделки длиной не менее 500 мм, один из которых закручивают не менее двух раз вокруг пряди. После формирования растяжки, каждый конец пряди по отдельности закручивают аналогичным порядком вокруг разных прядей. Рисунок 9 – Установка растяжек, обвязок по способу 3 4.5.4 Установка проволочных растяжек, обвязок, способами, отличными от опи-санных в 4.5.1 – 4.5.3, допускается по согласованию с МПС России при условии подтвер-ждения их надежности в порядке, предусмотренном для разработки МТУ. При скручивании приспособление для скручивания должно устанавливаться в се-редине скручиваемого участка (между увязочными устройством вагона и груза, между увязочным устройством вагона и перегибом на грузе, местами перегиба на грузе). Рисунок 11 – Определение количества нитей проволоки в растяжках, обвязках, стяжках 4.8 Не допускается формировать на вагоне растяжки, обвязки, увязки, стяжки чис-лом нитей более 8 при диаметре проволоки ≥6 мм. Рисунок 12 – Допускаемые положения проволочных растяжек, обвязок относительно бортов платформы 4.12 Растяжки следует располагать таким образом, чтобы угол между растяжкой и полом, и угол между проекцией растяжки на пол вагона и продольной осью вагона со-ставляли не более 45о (рисунок 13). В случаях, когда из-за конструктивных особенностей груза либо условий его раз-мещения такая установка растяжек невозможна, допускается увеличение углов наклона растяжек с одновременным увеличением числа нитей проволоки в растяжках в соответст-вии с таблицей 6. Таблица 6 – Увеличение числа нитей в растяжках из проволоки диаметром 6 мм и 7 мм при увеличении угла наклона растяжек. Примечания. 1 Дробные значения угла округляются до ближайшего большего целого зна-чения. Рисунок 14 – Способ заделки концов проволоки в стяжке. 4.15 Увязку формируют из непрерывной нити проволоки. Количество нитей про-волоки в увязке определяют расчетным или экспериментальным путем. Скручивание ни-тей проволоки в увязке производят не менее чем в двух местах до натяжения, не допуская раскручивания скрученного ранее участка. Способ заделки концов проволоки в увязках аналогичен способу заделки концов проволоки в стяжках. Рисунок 15 – Способы изготовления составных подкладок, прокладок В случаях, когда способ размещения и крепления груза предусматривает крепление подкладок к полу вагона, крепление частей подкладок должно производиться в следую-щем порядке. Рисунок 16 – Установка боковых стоек в полувагоне Способ 2 Стойку устанавливают на пол полувагона вплотную к лесной скобе и нижнему увязочному устройству и крепят к ним увязками из проволоки диаметром не ме-нее 5 мм в две нити (рисунок 16 б). Рисунок 17 – Крепление стойки в стоечной скобе платформы Короткие стойки устанавливают для увеличения несущей способности бортов платформы. Высота коротких стоек от уровня пола платформы должна быть больше вы-соты подкрепляемого борта не менее чем на 100 мм. Высокие стойки применяют для ог-раждения груза, имеющего высоту погрузки, значительно превышающую высоту бортов платформы. Рисунок 18 – Скрепление стоек на платформе Скрепление коротких стоек и верхнее скрепление высоких стоек должно быть вы-полнено таким образом, чтобы расстояние от стяжки до поверхности груза составляло 50 - - 100 мм, расстояние от стяжки до верхнего обреза стоек – не менее 100 мм. Среднее кре-пление высоких стоек должно быть выполнено так, чтобы стяжка не касалась груза. Рисунок 19 – Типовые схемы установки распорных и упорных брусков 4.19 Для крепления деревянных подкладок, упорных, распорных брусков и рам к деревянному настилу полу вагона, к закрепляемому грузу, а также для соединения между собой деревянных элементов крепления применяют гвозди по ГОСТ 283, размеры кото-рых приведены в таблице 7. Таблица 7 – Допускаемые размеры применяемых гвоздей Допускается замена гвоздей одного диаметра соответствующим количеством гвоздей другого диаметра (таблица 8) при условии соблюдения требований к их длине. Таблица 8 – Взаимозаменяемость гвоздей различных диаметров Схемы размещения гвоздей при креплении деревянных элементов крепления к по-лу вагона приведены на рисунке 20. Минимально допускаемые расстояния между гвоздями, а также между гвоздями и кромками элементов в зависимости от толщины элементов приведены в таблице 9
Общее количество гвоздей для крепления средств крепления (либо их частей) к по-лу вагона определяется в соответствии с разделом 10 настоящей главы. |
Подготовка вагонов, контейнеров к погрузке |
---|
3.1 Перед погрузкой пол вагона, опорные поверхности груза, подкладок, прокладок, упорных и распорных брусков, а также поверхности груза в местах контакта с обвязками и растяжками должны быть дополнительно очищены отправителем от снега, льда и грязи. В зимнее время грузоотправитель должен посыпать пол вагона и поверхности подкладок в местах опирания груза тонким слоем (1-2 мм) чистого сухого песка. 3.2 Разгрузочные люки полувагонов должны быть закрыты и заперты на запоры. Если размещение груза производится в пределах погрузочной длины и ширины кузова, торцовые борта платформ, торцовые двери полувагонов должны быть закрыты и заперты на запоры, клиновые запоры бортов платформ осажены вниз до упора за исключением случаев, когда технология погрузки предполагает использование открытых бортов, дверей. 3.3 Перед погрузкой грузов, длина которых превышает длину пола платформы, полу-вагона, торцовые борта платформы должны быть откинуты на кронштейны, а двери полува-гона - открыты и закреплены. 3.4 С целью исключения опирания груза на откинутые торцовые борта платформы груз должен быть размещен на подкладках. 3.5 Перед погрузкой грузов, ширина которых превышает ширину пола платформы, все секции боковых продольных платформы или некоторые из них должны быть грузоотпра-вителем открыты и закреплены за кольца, имеющиеся на продольных балках рамы платфор-мы. В случае отсутствия колец противоположные секции бортов должны быть грузоотправи-телем скреплены увязкой из проволоки диаметром не менее 4 мм в две нити, которая про-пускается под боковыми и хребтовыми балками. В случаях, когда опущенные борта закры-вают трафаретный номер платформы, он должен быть нанесен несмываемой белой краской на левых крайних секциях опущенных продольных бортов. Секции продольных бортов платформ сцепа также должны быть открыты, если они препятствуют естественному попе-речному смещению груза при движении вагонов в криволинейных участках пути. 3.6 Для погрузки длинномерного груза формируется сцеп из двух и более вагонов в соответствии с требованиями раздела 11 настоящей главы. 3.7 Для предотвращения разъединения вагонов сцепа при маневровых работах, в пути следования рукоятки расцепных рычагов должны быть закреплены к кронштейнам проволо-кой, а на боковых бортах вагонов с обеих сторон должна быть нанесена несмываемой крас-кой надпись "Сцеп не разъединять". 3.8 Подготовка контейнеров к погрузке осуществляется в соответствии с требова-ниями главы 12 настоящих ТУ. |
Общие положения |
---|
1.1 Настоящие Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (далее – «ТУ») устанавливают порядок и условия размещения и крепления грузов в универсальных четырехосных вагонах (полувагоны, платформы) и в контейнерах при железнодорожных перевозках по территории Российской Федерации по железнодорожным путям имеющим ширину колеи 1520 мм со скоростью движения до 100 км/ч включительно. 1.2 Размещение и крепление грузов, не предусмотренные настоящими ТУ, должны выполняться в соответствии с местными техническими условиями размещения и крепления грузов (далее – МТУ), либо по схемам размещения и крепления грузов (далее – НТУ). 1.3 При наличии в настоящих ТУ особых требований в отношении отдельных грузов либо их типоразмеров, отличных от общих требований настоящей главы, необходимо руководствоваться положениями соответствующих глав настоящих ТУ. 1.4 Разработка и экспериментальная проверка способов размещения и крепления опасных грузов должны выполняться с учетом требований разделов 7 и 12 настоящей главы. При этом экспериментальная проверка способов размещения и крепления опасных грузов должна проводиться на макетах или натурных образцах с безопасными (инертными) заменителями при условии соответствия (равенства) их массы и габаритных размеров. 1.5 Размещение и крепление грузов, которые по своей массе или габаритным размерам не соответствуют требованиям настоящей главы, следует осуществлять в соответствии с Инструкцией по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (далее-инструкция). 1.6 Размещение и крепление новых кранов на железнодорожном ходу, перевозимых от заводов изготовителей, а также кранов такого типа, не бывших в употреблении, осуществляется в соответствии с инструкцией о порядке подготовки кранов в составе поездов, утвержденной производителем таких кранов по согласованию с МПС России. Размещение и крепление съемного навесного оборудования бывших в употреблении кранов такого типа, а также закрепление поворотных выдвигающихся частей кранов, предъявляемых к перевозке без съемного навесного оборудования, осуществляется в соответствии с НТУ, утвержденными в установленном разделом 7 настоящей главы порядке. 1.7 Размещение и крепление грузов, поступающих от железнодорожной администраций других государств, должно соответствовать действующим на железнодорожном транспорте в Российской Федерации требованиям, если иное не установлено международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация. |